
Покаяние (араб. «тауба») — это отречение от грехов и возвращение к покорности Всевышнему Аллаху. Настоящее покаяние заключается в раскаянии во всех совершенных грехах и отречении от них. Мусульманин, желающий прощения обязан твердо намериться отныне не возвращаться к деяниям, в которых раскаялся, независимо от того какой срок прошел с момента совершения этого греха. Кроме того, если совершенные им ошибки касаются имущества или чести других людей, он обязан попросить прощения у тех, кого он ущемил в правах, и сделать все возможное, чтобы загладить перед ними свою вину.
В аяте сказано: «Ведь Он (твой Аллах) — Прощающий (принимающий покаяние) и Милостивый» (сура аль-Бакара, 37 аят). Аллах в этом аяте упоминает вместе два Своих атрибута: ат-Таууаб (Прощающий) и ар-Рахим (Милостивый). Это свидетельствует о великом прощении, которое объемлет всех, кто искренне желает отречения от дурного, и милости Творца всем, кто ищет спасения.
Мыло очищает человека от внешних загрязнений, покаяние же — от внутренних. Если верующий откажется от греховного, исправит свои поступки, Аллах улучшит его положение и вернет ему все блага, которых он был лишен из-за своих грехов.
Малик ибн Динар, да смилуется над ним Аллах, рассказывал: „Однажды я увидел ребёнка, который игрался с песком и, время от времени, то плакал, то смеялся. Я пожелал было поприветствовать его, но моя гордость не позволила сделать это. Однако ребёнок ответил на непрозвучавшее приветствие: „Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатуху, о Малик ибн Динар“.
— Откуда ты знаешь меня? Мы ведь раньше не встречались, — сказал я ему.
— Мы встречались с тобой в мире душ (Барзах), там и познакомились, — ответил удивительный мальчик.
Удивившись его проницательности, я спросил его:
— В чем разница между разумом и эгом?
Он ответил:
— Твое эго воздержало тебя от приветствия, а разум же, наоборот, сподвиг на это.
— Раз так, ответь мне, почему ты играешься с песком? — решил я спросить у него.
— Потому что мы созданы из земли, и вернемся к ней, — услышал я ответ.
— А почему ты то плачешь, то смеёшься? — спросил я.
Ребенок изрек:
— Когда я думаю о наказании Аллаха, я начинаю плакать, а когда вспоминаю о Его милости, я начинаю смеяться».
(из книги «Тафсир Рухуль-Баян)
Источник: Fazilet